Муниципальный народный музей
истории Пермского района
Адрес: ул. Камская, 5Б
Телефон: 296 - 55 - 20

Мятеж корабельного замполита

Мятеж корабельного замполита


40 лет назад, 8 ноября 1975 г., капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой». В тот день Саблин обратился к экипажу со словами: «Нынешний государственный аппарат должен быть основательно очищен и частично выброшен на свалку истории. План действий – идем на Кронштадт, а потом в Ленинград – город трех революций». Он изолировал командира корабля, самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Восстание подавили сразу.

Валерий Михайлович Саблин родился 1 января 1939 году в Ленинграде в семье потомственного военного моряка Михаила Саблина. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Получил специальность корабельного артиллериста и начал службу на Северном флоте в должности помощника командира батареи 130-мм орудий эскадренного миноносца. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию имени Ленина. Академию окончил в 1973 году с отличием: его имя было выбито на мраморной доске среди имён других лучших выпускников академии (в ноябре 1975 года его поспешно вырубили зубилом). После окончания академии капитан III ранга Саблин был назначен замполитом на большой противолодочный корабль «Сторожевой». 

Саблин разработал детальную программу переустройства общества. Саблин отличался высокой политической активностью и уже писал Хрущёву, излагая свои мысли о чистоте партийных рядов. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Огласить свою программу, указав на серьёзные ошибки и разложение советского руководства, офицер решил с «трибуны» БПК «Сторожевой».

Подробнее: Мятеж корабельного замполита

Строитель дредноутов Владимир Полиевктович Костенко

Строитель дредноутов Владимир Полиевктович КостенкоВ биографии этого удивительного человека, как океан в капле воды, отразилась вся сложнейшая эпоха, в которой были и горечь поражений, и величайшие победы. Весь его путь от корабельного инженера, пережившего Цусимское сражение, до лауреата Государственной премии СССР через японский плен и четыре заключения: при царе, при немцах и дважды при советской власти – этот путь включает в себя все перипетии того времени. Блестящий инженер, чей технический талант и заслуги перед Родиной перевесили неудобные политические убеждения и заблуждения. Кораблестроитель, чьими трудами создавались центры судостроения в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Ученый, оставивший после себя большое научное наследие. Странно, что о Костенко нет ни романов, ни фильмов. Такая насыщенная жизнь достойна целой эпопеи. К тому же (в отличие, скажем, от плохо кончившего пикулевского Владимира Коковцева) жизнь Владимира Костенко – пример альтернативного выбора российского офицера.

На «Орле» к Цусиме

Владимир Полиевктович Костенко, чья жизнь и деятельность почти непрерывно была связана с флотом, родился далеко от морских просторов – в селе Великие Будища тогдашней Полтавской губернии в семье земского врача и учительницы. В детстве он, будучи вместе с отцом в Севастополе, попал на экскурсию на броненосец «Чесма». Большой военный корабль, орудия, механизмы – все это так поразило мальчика, что определило дальнейшее направление его жизни. Владимир уже с юных лет показал себя способным учеником, окончил классическую гимназию с золотой медалью и поступил на первый курс кораблестроительного отделения Морского инженерного училища императора Николая I (ВВВМУ им. Дзержинского), находящегося в Кронштадте. И здесь Костенко оказался на своем месте – на момент выпуска его имя занесено на почетную мраморную доску. На дворе был май 1904 года, уже полным ходом шла русско-японская война. 19 мая молодой инженер получает назначение в Петербургский военный порт помощником строителя новейшего броненосца «Орел». Во многом это было связано с темой дипломной работы Костенко – проектом нового облегченного броненосного крейсера, – где было предусмотрено впервые в мировой практике судостроения линейно-возвышенное расположение орудийных башен. Практически это было осуществлено американцами на дредноутах типа «Мичиган» только в 1908 году.

Подробнее: Строитель дредноутов Владимир Полиевктович Костенко

Ванькин суп

Если эту историю рассказать в пяти-шести предложениях, то вроде бы ничего героического не получится. Здесь нет каких-то громких поступков. Более того, этот случай весьма напомнит главу из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (вы поймёте, какую именно). Но если приглядеться ко всем деталям, все их осмыслить, получится не только случай из жизни мальчишки, но, собственно, картина жизни всей нашей страны. Итак...

Ванькин суп

Подробнее: Ванькин суп

Откуда на российские гербы «прилетели» двуглавые орлы

Двуглавый орел — это фантастическая гербовая фигура, которая представляет собой гордую птицу, обладающую двумя головами, обращенными в правую и левую стороны. Данный геральдический символ активно использовался на протяжении всей истории, продолжая жить и в текущих реалиях, он присутствует на гербах и флагах современных государств. В России этот образ имеет особое значение. Двуглавый орел используется на гербе, президентском штандарте, флагах и эмблемах федеральных ведомств, монетах, наградах. Но исключительно гражданской составляющей использование данного образа не ограничивается. В нашей стране двуглавый орел также является официальной эмблемой Вооруженных Сил Российской Федерации.

Официальной эмблемой ВС РФ является изображение золотого двуглавого орла с распростертыми крыльями. В правой лапе орел держит меч, в левой лапе — лавровый венок. На груди двуглавого орла находится щит, увенчанный короной. На щите на поле красного цвета расположился всадник, поражающий копьем дракона. В данном случае двуглавый орел — это военный геральдический знак, который может использоваться для установления принадлежности военнослужащих, боевой техники и другого имущества к Вооруженным Силам Российской Федерации. Символ является достаточно распространенным. В настоящее время помимо России, двуглавый орел является официальной эмблемой вооруженных сил Сербии, Черногории и Албании.

Откуда на российские гербы «прилетели» двуглавые орлы
Эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации

Подробнее: Откуда на российские гербы «прилетели» двуглавые орлы

Как «дружина героев» Багратиона спасла русскую армию

Падение Вены

Наполеон, разозлённый поражением Мортье (французский император в это время находился в Санкт-Пельтене и слышал звуки боя у Кремса, но не мог помочь своему маршалу), решил сгладить слух о неудаче французской армии. Он решил добиться громкого успеха, взяв Вену и одновременно атаковать Кутузова. Наполеон приказал Мюрату с корпусами Ланна, Сульта и с гренадерской дивизией Удино, спешно идти к Вене и во чтобы ни стало захватить мост через Дунай, который обороняли австрийские войска во главе с князем Ауэрспергом, затем форсированным маршем идти в тыл русской армии, отрезая Кутузова от подкреплений, идущих из России. 

Наполеон надеялся, что Кутузов, защищенный Дунаем, не будет спешить уходить из Кремса. В это время французские корпуса Бернадота и Мортье стояли у Маутерна, напротив Кремса. Они получили указание готовить материалы для моста и при первом известии об отходе Кутузова начать переправу с помощью речной флотилии и теснить русскую армию с тыла.

Подробнее: Как «дружина героев» Багратиона спасла русскую армию

290342
Сегодня
Этот месяц
Посетители за все время
415
15789
290342

Your IP: 54.225.36.143
Server Time: 2017-11-19 13:47:10
.