Муниципальный народный музей
истории Пермского района
Адрес: ул. Камская, 5Б
Телефон: 296 - 55 - 20

Танки из Невы

Периодически проезжаю мимо музея-диорамы "Прорыв блокады Ленинграда" возле развязки на Кировск на Мурманской трассе. Там на открытой площадке установлены танки времён Великой Отечественной. Знал, что часть из них поднята со дна Невы в районе Невского пятачка, вот накопал в инете чуть-чуть инфы про них, думаю, некоторым будет интересно. 
Ладожский мост построен почти в том же месте , где в январе 1943 года бежали по льду бойцы Красной армии, прорывавшие блокаду Ленинграда.
Уже в ходе строительства было решено в одном из насыпных пандусов моста выложить мозаичное панно, посвященное этим событиям. Движение по мосту открылось в 1981 году, а идея панно постепенно трансформировалась в создание музея-диорамы. Музей открылся 7 мая 1985 года.
Изначально рядом с диорамой стоит танк Т-34-85, но некоторые ветераны были этим недовольны, так как боевая машина данного типа в боях по прорыву ещё не использовалась, а им хотелось видеть танки, реально воевавшие в районе Невского пятачка и Синявинских высот. Но лишь в 2003 годуих пожелания сбылись - тогда перед диорамой начали устанавливать танки, обнаруженные в реке.
В настоящее время в экспозиции кроме Т-34-85 представлены шесть танков: тяжелые – два КВ-1, КВ-1С, легкие Т-26, БТ-5 и малый плавающий танк Т-38. Пять танков из шести подняты со дна реки Невы в районе легендарного Невского «пятачка» – небольшого плацдарма на левом берегу реки Невы, где в 1941 году были проведены две операции по прорыву блокады Ленинграда.

25 фото

 

Первый танк КВ-1 поисковики из команды «Открытое море» обнаружили летом 2002 года в районе «Невского пятачка» в 50 метрах от левого берега Невы на глубине 10 м. В апреле 2003 года общественная организация «Военно-патриотический клуб «Поиск» Республики Беларусь из г.Шклов подняла боевую машину из воды. 

Танки из Невы
 
Танк переправляли ночью на понтоне. Уже у самого берега понтон был накрыт артиллерийским огнём немцев со стороны 8-й ГРЭС... 
48-тонный танк, к тому же дополнительно «загруженный» речным песком, был вытащен на берег при помощи автомобиля ЗиЛ-157, оборудованного 5-тонной лебедкой! Естественно, трос заводили не напрямую к буксирным серьгам танка, а через достаточно сложную систему блоков и полиспастов. На выходе эта стальная «паутина» дала усилие около 200 тыс. кгс, и 15 апреля КВ медленно, со скоростью минутной стрелки часов, пополз к берегу. 

Танки из Невы
 
После этого процесс подъема шел непрерывно и занял несколько дней. Дело в том, что когда через полиспаст выбиралось лебедкой около 20 метров троса, танк сдвигался вперед всего на полметра, после чего приходилось зачековывать большими скобами всю систему и перенатянув трос лебедки повторять процесс. Каждый цикл занимал час-два. Не все шло гладко, где-то заклинивало, перекрещивалось, перетиралось, приходилось исправлять.
Дополнительную помеху движению создавал и уклон дна, доходивший местами до 45 градусов. Через сутки непрерывного движения из воды показался ствол орудия. Но уже около самого берега один из тросов все же не выдержал и порвался. Танк откатился на 3–4 метра назад, натянув страховочные тросы. После устранения неполадок работа продолжилась, и к вечеру машина уже стояла на берегу.
Внутри танка после подъёма: 

Танки из Невы16 сентября 2003, после реставрации в Стрельне на 61-ом бронетанковом ремонтном заводе, танк своим ходом спустился с трейлера и встал на площади перед музеем. 

Танки из Невы
 
17 января 2005 года был установлен танк Т-26, найденный в Неве недалеко от КВ-1 в мае 2003 года. Причем в этом случае даже нырять не пришлось. Сильно обмелевшая Нева далеко отступила от обычной кромки берега, обнажив остов корпуса легкого танка Т-26. Башня и часть верхних листов корпуса отсутствовали, зато, как выяснилось при раскопках, полностью сохранилась ходовая часть. Недостающие бронелисты вырезали заново, а башню с вооружением удалось найти позднее. Оказалось, ее в свое время подняли на Арбузовском плацдарме, расположенном ближе к городу по течению реки, и передали в питерское НПО «Спецматериалов». Руководство объединения передало башню музею, и реставрация продолжилась.Кстати, одну из пробоин в правом борту корпуса специально оставили нетронутой. Для наглядности...


Танки из Невы
 
 
Лёгкий танк Т-26 - ленинградского производства, он был выпущен на заводе "Большевик", который впоследствии был реорганизован в завод №174, тот самый, что был во время войны эвакуирован в Омск. Танки серии Т-26 представляют собой развитие лёгкого английского танка Vickers Mk.E, 15 экземпляров которого было закуплено в 1930-31 годах.
Вид танка в 2003 году: 

Танки из НевыВ экспозиции представлен еще один легкий танк, принимавший участие в боях за плацдарм – Т-38 плавающий. 
Т-38 был обнаружен не менее случайно. На него наткнулся водолаз «Невской водолазной компании» Сергей Корчак во время подводной охоты в 2004 году. В феврале следующего года специалисты компании приступили к подъему. Поскольку машина находилась относительно недалеко от берега, ее также удалось вытащить с помощью автомобиля. Благодаря небольшому собственному весу танка (около 3,5 т) и более мощному балластному тягачу Tatra 815, оснащенному лебедкой с усилием 20 тыс. кгс, на этот раз обошлось без полиспастов5 мая 2005 года после реконструкции танк-ветеран был торжественно установлен перед музеем. 

Танки из Невы
 
Во время ночной переправы 26 сентября 1942 года 10 танков переправлялись на плацдарм, однако 3 танка из 10 вышли из строя ещё на берегу, ещё 4 танка затонули во время форсирования Невы под огнём противника, в том числе и этот самый танк. Его корпус почти полностью находился в воде (из-за уже упомянутой низкой плавучести этого танка, что делало невозможным перевозку даже пары солдат на его крыше). От попадания немецкого снаряда башню сорвало с креплений, танк качнулся, вода хлынула через люки и он пошёл на дно. Экипаж скорей всего погиб. Оставшиеся 3 танка достигли противоположного берега, где вступили в бой с противником, но поскольку пехота запоздала с переправой и не успела помочь танкистам, машины были быстро подбиты, а экипаж расстрелян на воде при попытке вернуться назад через Неву.
Нижняя часть танка (катки, днище) сохранилась гораздо лучше верхней. По видимому танк горел, и верхняя обгоревшая его часть сильно повреждена ржавчиной. Башня танка сбита на бок и пулемётный ствол согнут. 

Танки из Невы
 
Плацдарм Невский пятачок — одна из самых героических и трагических страниц отечественной военной истории. Это место одной из самых кровопролитных битв в новейшей истории: на этом участке побережья Невы в 1941-1943 годах войска Ленинградского фронта около 400 дней пытались прорвать блокаду Ленинграда.
Это место назвали «Невским пятачком» из-за его сравнительно небольшого размера: 2 км вдоль Невы и 800 метров от береговой линии. 
По разным источникам, потери Красной армии убитыми и ранеными в ходе всей операции по прорыву обороны противника в районе Невского пятачка составили от 65 до 400 тысяч человек. 
Официальные данные о наших потерях среди солдат и офицеров на этом участке фронта впервые опубликовала газета «Правда» в 60-е годы прошлого столетия, назвав цифру в 200 тысяч. В 2001 году Комитет ленинградских ветеранов уточнил эти данные: по их подсчётам, только безвозвратные потери составили 50 тысяч человек. Немецкие потери в этом районе оцениваются в 35-40 тыс. солдат и офицеров. До сих пор каждое лето здесь находят останки непогребённых бойцов Красной армии и вермахта. 

Танки из НевыДанный Т-38 является модернизацией первого советского плавающего танка Т-37А, который, в свою очередь был разработан на основе британского плавающего танка Vickers-Carden-Loyd (но не являлся точной копией своего прототипа, как, к примеру, Т-26). 
Движение танка на плаву осуществлялось с помощью гребного винта, а управление - с помощью руля "лодочного типа", для откачки воды из корпуса имелся насос. 
Вещь уникальная, поскольку всего таких было произведено с 1935 по 1939 год 1340 штук и большинство из них было уничтожено в первые месяцы войны.
Производилась в Москве на заводе №37 и ГАЗ (кстати, на танке применялся автомобильный двигатель ГАЗ-АА). Предназначалась для использования в разведывательных подразделениях и для поддержки кав.частей. Боевое применение имела ограниченное из-за слабого бронирования и низкой манёвренности (в Зимнюю войну их использовали для охраны штабов и подвозки боеприпасов). 

Танки из Невы
Танк КВ-1С - «скоростной» был найден в болоте на краю урочища Карбусельские поля Кировского района Ленинградской области. Установлен у диорамы 17 января 2007 года.
Когда смотришь на эту пости пятидесятитонную махину, сразу вспоминаются строчки из "Василия Тёркина" Твардовского:
Низкогрудый, плоскодонный,
Отягченный сам собой,
С пушкой, в душу наведенной,
Страшен танк, идущий в бой.
А за грохотом и громом,
За броней стальной сидят,
По местам сидят, как дома,
Трое-четверо знакомых
Наших стриженых ребят. 

Танки из Невы
 
 
Машину уничтожил внутренний взрыв, далеко отбросивший башню и разогнувший борта толщиной 60 мм. Нижняя часть корпуса постепенно оседала в мягкий грунт. Последнее обстоятельство и спасло танк от охотников за металлом. 
Но верхние ветви гусениц все же сняли, разбив на отдельные траки. Часть корпуса также успели порезать. И вот 22 октября 2005 года найденные обломки эвакуировали на НССЗ. А когда при разборе деталей стали появляться лишние «дубли», стало понятно, что подорванных танков было два, просто один практически полностью «ушел на металл». 

Танки из Невы
 
Как и у любого другого танка, у КВ-1 были и достоинства, и недостатки. Его мощная броня дала танку одновременно и то, и другое: танк получился малоуязвимым для огня большинства противотанковых орудий противника, но машина получилась перетяжелённой, медлительной и неповоротливой. Поэтому в 1942 году была разработана облегчённая модификация КВ-1, получившая индекс КВ-1С, "С" означало "скоростной". Прибавка в скорости действительно получилась существенной, максимальная скорость КВ-1С составляла 42 км/ч против 34 км/ч у КВ-1. Чтобы добиться этого, конструкторы уменьшили высоту корпуса, изменили форму башни и применили новую коробку передач. 

Танки из Невы
Эта машина стала, наверное, самой сложной в работе: сказывалась степень разрушения. «Заплаты» на борта изготовили из толстого стального листа так, что теперь невозможно определить места повреждений ни на взгляд, ни «простукивая» корпус. Из уцелевших траков удалось собрать только одну гусеницу на правый борт, на противоположную сторону почти ничего не осталось.
Данный экземпляр уникален - это единственный сохранившийся серийный КВ-1С. 
Даже в Кубинке есть только опытный танк на базе КВ-1С, вооружённый 85-мм пушкой.


Танки из Невы
 
БТ-5, поднятый со дна Невы в июне 2007 года, согласно проведённым исследованиям, участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда в составе 118-го отдельного танкового батальона, приданного 45-й гвардейской дивизии. Ушёл под лёд в январе 1943 г. Танк установлен перед музеем 19 сентября 2007, в канун 66-й годовщины образования плацдарма на Невском пятачке. 

Танки из Невы
 
До берега здесь более 100 метров, глубина - около 15, течение более 2 метров в секунду. Чтобы сопротивляться ему, водолазам приходится вставать на колени или просто ложиться. Танк стоял на гусеницах, с открытыми люками (без экипажа). 
Танк поднимали с плавучей платформы специальным краном – способом, существенно более щадящим для машины, пролежавшей в воде более 60 лет. По самую башню танк был занесен илом и песком, и водолазам понадобился целый день, чтобы его очистить. Внутри этой машины нашли полный боекомплект. 

Танки из НевыХарактерная особенность танков серии БТ - колёсно-гусеничный ход, это позволяло существенно экономить ресурс гусеничных лент, которые тогда были весьма недолговечными. 
Обученный экипаж переводил танк с одного хода на другой за 30-40 минут, при переводе на колёсный ход снятые гусеницы укладывались на надгусеничные полки, задние опорные катки становились ведущими колёсами, а передние - управляемыми, управление осуществлялось по-автомобильному, с помощью руля. Танки серии БТ-5 отличались от более ранних БТ-2 новой башней с 45-мм пушкой и спаренным с ней пулемётом ДТ, а также новым двигателем - авиационным М-5. Выпускались танки серии БТ-5 с 1933 по 1934 год на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. 

Танки из Невы
 
На этом танке стоит американский движок типа Liberty 12, двенадцатицилиндровый, отремонтированный в 1928 году компанией Allison Engineering для экспорта в СССР.
Восстановление проводилось на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Шлиссельбурге. 

Танки из Невы
16 октября 2007 года со дна Невы в районе Невского «пятачка» был поднят танк КВ-1, который имеет символическое название «белый», так как на нем была зимняя маскировка. Его подъем усложнился тем, что танк лежал на дне Невы башней вниз. 

Танки из Невы
 
Танк был подбит во время атаки 30 ноября 1941 г., к этому времени на пятачок понтонами смогли переправить 30 танков Т-34 и КВ-1. В ходе атаки большинство танков было выведено из строя. У данной машины имелась неисправность двигателя. Кроме того, была разбита защита перископического прибора. Попытка ремонта в полевых условиях собственными силами не увенчалась успехом. Требовалась эвакуация. 

Танки из Невы
 
Танк переправлялся с плацдарма на правый берег на понтоне без экипажа. Во время переправы он попал под минометный обстрел,о чем свидетельствуют отметины на крыше башни и корпуса, и машина затонула. 

Танки из Невы
 
Некоторые детали были демонтированы ремонтниками еще на «пятачке» и находились внутри машины.К сожалению, бортовой номер на нем не сохранился, и судьба экипажа до сих пор остается неизвестной. 

Танки из Невы
 
Как рассказал реставратор танка Иван Бугарев, у этого «КВ-1» богатая боевая история:
- Управлять такими машинами было очень сложно и неудобно. Обзор - 16 градусов, слабая маневренность. Больше трех боев «КВ» обычно не выдерживали. Но «Белый» - исключение, - говорит Бугарев. - Латанный-перелатаный, он участвовал во многих боях. Гусеницы были собраны из разных траков от разных танков - лишь бы отправить на передовую. Он и там не подкачал. И если бы не минометный обстрел на переправе, воевал бы и дальше. 

Танки из Невы
 
Кроме представленных перед музеем танков со дна Невы в период с 2003 по 2007 были извлечены один КВ-1, два танка Т-38, один двухбашенный Т-26, которые после восстановления были переданы в различные музеи. По словам водолазов, в районе Невского Пятачка находится ещё несколько затопленных танков, обломки штурмовика ИЛ-2 и другой техники, однако препятствием к их подъёму являются топляки, сильное течение, плохая видимость, захламлённость дна и близкий фарватер.
Так же рядом с диорамой установлены бронедомики, найденные в районе Синявинских высот.
Адрес музея: д.Марьино, левобережный подход Ладожского (Марьинского) автодорожного моста через Неву по трассе М-18 "Кола" (мурманка). Примерно 25км от СПб. 
Всё) 

Танки из Невы
Танки из Невы
458448
Сегодня
Этот месяц
Посетители за все время
2413
34337
458448

Your IP: 54.80.103.120
Server Time: 2018-04-21 23:06:08
.